В последнее время во многих средствах массовой информации публиковались данные относительно изменений, вносимых в правоприменительную практику в сфере интеллектуальной собственности, не всегда опирающиеся на факты. Мы подготовили краткую справку об антисанкционных мерах, а также о последних изменениях, внесенных в российское законодательство.
Прежде всего необходимо отметить, что интеллектуальная собственность не упраздняется в России ни для российских правообладателей, ни для правообладателей из других стран. Действительно, ввиду вводимых санкций обсуждаются различного рода контрмеры, но на данный момент риски для правообладателей носят скорее потенциальный, чем реальный характер.
Можно выделить два типа мер, которые на данный момент либо уже приняты, либо готовятся к принятию:
- Общие исключения из норм законодательства по охране интеллектуальной собственности;
- Адресные меры в отношении определенных правовых институтов.
Общие исключения установлены Федеральным Законом № 46-ФЗ от 8 марта 2022 г., в соответствии с которым Правительство Российской Федерации в 2022 году вправе устанавливать перечень товаров (групп товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы (ст. 18, п. 13).
Вероятно, эти меры будут временными и не повлияют на компании, реализующие свои товары, работы, услуги в России, включая те, которые производят свою продукцию в Российской Федерации. Тем не менее, нельзя не согласиться, что введенная норма наделяет Правительство широчайшими полномочиями по регулированию в сфере интеллектуальных прав.
Что же касается адресных мер, на данный момент мы можем выделить следующие правовые институты, на которые они повлияли:
- Параллельный импорт;
- Принудительная лицензия в соотвествии со статьей 1360 Гражданского Кодекса;
- Продление уже оформленных лицензий, в случае если лицензиат - российская организация.
- Разрешение на параллельный импорт в Россию
29 марта 2022 г. Правительство приняло Постановление № 506 «О товарах (группах товаров), в отношении которых не могут применяться отдельные положения Гражданского кодекса Российской Федерации о защите исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выраженные в таких товарах, и средства индивидуализации, которыми такие товары маркированы» в соответствии с Законом 46-ФЗ. Согласно данному нормативному акту Правительство РФ уполномочивает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МинПромТорг) утверждать перечень товаров (групп товаров), в отношении которых в России разрешен параллельный импорт.
6 мая 2022 года был официально опубликован Приказ Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 19.04.2022 № 1532 «Об утверждении перечня товаров (групп товаров), в отношении которых не применяются положения подпункта 6 статьи 1359 и статьи 1487 Гражданского кодекса Российской Федерации при условии введения указанных товаров (групп товаров) в оборот за пределами территории Российской Федерации правообладателями (патентообладателями), а также с их согласия».
2. Принудительная лицензия (в соотвествии со статьей 1360 Гражданского Кодекса)
Компенсация в размере 0% за принудительную лицензию, которая была ошибочно названа некоторыми СМИ «аннулированием компенсации за использование интеллектуальной собственности», была установлена изменениями, внесенными в Методику определения размера компенсации, выплачиваемой патентообладателю при принятии решения об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без его согласия, и порядка ее выплаты, принятую в прошлом году.
Данная Методика применяется только к принудительным лицензиям, выдаваемым в соответствии со статьей 1360 ГК РФ, согласно которой Правительство РФ имеет право в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан, принять решение об использовании изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Размер такой компенсации рассчитывается в соотвествии с упомянутой Методикой. Стандартная сумма компенсации составляет 0,5 процента фактической выручки лица, которое воспользовалось правом использования изобретения, полезной модели или промышленного образца без согласия патентообладателя. Размер же компенсации в отношении патентообладателей, связанных с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия, составляет 0 процентов фактической выручки.
На данный момент выданы лишь две принудительные лицензии на противовирусное средство ремдесивир (патентообладатель - Gilead Sciences). Одна из них была выдана 31 декабря 2020 года (исходя из потребности в этом препарате во время Covid), следующая - 5 марта 2022 года.
Комитет Госдумы по охране здоровья заявил, что готовит документы для выдачи принудительных лицензий на случай, если иностранные производители прекратят ввоз лекарственных средств в Россию.
В СМИ проходила информация, что принудительная лицензия может применяться к программному обеспечению, но действующий закон позволяет применять статью 1360 ГК РФ только к патентам и не позволяет применять к авторскому праву. Поэтому скорее всего для доступности программного обеспечения могут быть использованы другие инструменты.
3. Продление уже выданных лицензий, если лицензиатом является российская организация
В данный момент на рассмотрении находится проект поправок к Закону о введении в действие Гражданского кодекса, в который внесены следующие положения:
- во время совершения недружественных действий не допускается одностороннее прекращение действия лицензии на интеллектуальную собственность, за исключением случаев существенного нарушения контрагентом своих обязательств по лицензии;
- во время совершения недружественных действий продлеваются лицензии, лицензиатом которых являются российские компании, за исключением случаев, когда лицензиат уведомляет контрагента об отказе от такого продления.
Полагаем, что до снятия санкций в спорах о нарушении прав, когда истец не использует интеллектуальную собственность на российском рынке, в то время как существует общественная потребность в таких товарах, суды могут отказать в вынесении судебного запрета со ссылкой на злоупотребление правами на интеллектуальную собственность. Однако мы считаем, что надлежащее представление позиции правообладателя в таком случае должно устранить эти риски.
Судебная практика
В судебной практике на данный момент сложилось два подхода:
- подход в деле «Свинка Пеппа». Суд первой инстанции посчитал действия истца злоупотреблением правом руководствуясь введением ограничительных мер в отношении Российской Федерации и местом нахождения истца в одном из иностранных государств, совершающих в отношении России, российских компаний и граждан недружественные действия (Великобритании);
- подход в деле «Angry Birds». Суд удовлетворил иск и указал, что само по себе издание Указа Президента РФ от 28.02.2022 № 79 о применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями, не свидетельствует о наличии злоупотребления правом со стороны истца.