Старший партнер Патентно-правовой фирмы «А.Залесов и партнеры» Ирина Озолина дала комментарий издательству «Коммерсант» по вопросам, связанным с выплатой вознаграждения за использование на основании решения Правительства РФ изобретений по патентам, принадлежащим компании Novo Nordisk (публикация ««Оземпику» отдают должное»). Материал издательства «Коммерсант» посвящен тому, что из-за разницы в толковании нормативно-правовых актов о порядке выплаты вознаграждения за такое использование некоторые производители рассчитали компенсацию за использование таких изобретений по ставке 0,5 % от выручки, а часть - по ставке 0%. Издательство «Коммерсант» попросило ряд экспертов прокомментировать, кто из производителей прав.
Гражданский Кодекс содержит несколько правовых ситуаций, которые в бизнесе и прессе принято называть «принудительная лицензия». Собственно принудительная лицензия регулируется статьей 1362 Гражданского Кодекса: если изобретение не используется или недостаточно используется патентообладателем, либо если у кого-то есть зависимый патент, то такое лицо вправе обратиться в суд с иском о предоставлении такой принудительной лицензии, и в результате рассмотрения спора судебным решением и определяются те условия, на которых такая лицензия выдается. Это гражданско-правовые отношения, и несмотря на то, что практика применения этой статьи 1362 очень скудная, общие принципы правового регулирования этих споров понятны.
При этом статья 1360 Гражданского кодекса, которая применяется в рассматриваемом случае, указывает, что в определенных случаях не суд, а Правительство Российской Федерации принимает решение о том, что определенные лица могут использовать изобретение без согласия патентообладателя с уведомлением его об этом в кратчайший срок и с выплатой ему соразмерной компенсации. Правительство же и утверждает методику определения размера такой компенсации и порядок ее выплаты (Методика утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2021 г. N 1767). Конечно это не гражданско-правовые отношения, и общие принципы гражданско-правового регулирования здесь не применимы: любое вмешательство административного элемента в регулирование должно быть четко регламентировано. Изначально Методика содержала указание на то, что компенсация за такое использование составляет 0,5 процентов фактической выручки лица, которому такое право использования предоставлено. Размер компенсации определяется в виде ежегодных платежей.
В начале 2022 года постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 г. N 299 в Методику были внесены изменения, согласно которым в отношении иностранных патентообладателей из т.н. «недружественных» юрисдикций размер компенсации составил 0 процентов фактической выручки, что вызвало шквал негативных публикаций в зарубежной прессе, а с 04 апреля 2024 года этот пункт был отменен (что прошло практически незамеченным), но введены ограничения по порядку перечисления такой компенсации (компенсация должна перечисляться на специальные счета типа «О»).
Первое распоряжение Правительства, разрешающее использование ряд изобретений, права на которые принадлежат компании НОВО НОРДИСК А/С, двум российским компаниям, было принято 27 декабря 2023 года (в период действия т.н. «нулевой» ставки) и действовало по 31 декабря 2024 года.
Никаких разъяснений о том, какой размер компенсации должен применяться к разрешениям, выданным до 04 апреля 2024 года, но на период до конца 2024 года (с учетом того, что платеж выплачивается один раз в год), Правительство не дало, поэтому вопрос о том, какая ставка должна быть применена, - спорный, и вполне понятно, что разными участниками гражданского оборота он будет разрешаться по-разному до тех пор, пока не будет либо разъяснений Правительства о порядке применения Методики, либо судебного решения в случае возникновения спора.