Руководитель практики авторского права и рекламного права Александр Липкес дал комментарий «Адвокатской газете» касательно Определения Верховного суда от 23 августа 2022 года и его значения для судебной практики об исключительных правах на произведения, находящиеся в музейном фонде.
Определение Верховного суда от 23 августа 2022 г. по делу № 5-КГ22-54-К2 разрешило «музейную» коллизию. С одной стороны, есть нормы IV части Гражданского кодекса РФ, согласно которым любое использование произведения возможно только с согласия автора или его правопреемников (наследников). С другой стороны, есть «специальная» норма статьи 36 Федерального закона «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации», согласно которой за музеями закрепляется право первой публикации музейных предметов и музейных коллекций, необходимость получения третьими лицами разрешения дирекции музеев для производства изобразительной и иной продукции с использованием изображений музейных предметов. Основываясь на расширительном толковании этой нормы, музеи использовали произведения, находящиеся в их фондах, на сувенирной продукции, в рекламе проводимых ими выставок, в каталогах, а также запрещали третьим лицам аналогичные способы использования.
В указанном Определении Верховный суд в определенной степени разрешил эту коллизию в пользу авторов и их наследников, указав, что если произведение еще не перешло в общественное достояние (не прошло 70 лет после смерти автора), необходимо применять общие принципы права интеллектуальной собственности, и подчеркнув, что переход права собственности на вещь не влечет перехода или предоставления интеллектуальных прав на результат интеллектуальной деятельности. Музей может стать обладателем исключительного права только на основании договора с автором, а факт передачи музею оригинала произведения не означает перехода музею исключительного права на произведение. При решении вопросов о правомерности использования и выдаче разрешений на использование объектов авторских прав следует руководствоваться содержанием договоров, в соответствии с которыми произведения были переданы в музейный фонд.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса и принципы права интеллектуальной собственности в полной мере действуют и в отношении произведений, находящихся в музейном фонде. При этом вопрос о том, применяются ли «музейные» ограничения в отношении произведений, перешедших в общественное достояние, остался неразрешенным.
С полным текстом статьи можно ознакомиться, перейдя по ссылке.